1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА План внеурочной деятельности МАОУ «СОШ №19» обеспечивает введение в действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного, основного общего образования и определяет общий и максимальный объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности по классам. При разработке плана использовались следующие документы: ● Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции); ● Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"); ● Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986); ● СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189); ● Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г.); ● Письмо Минобрнауки РФ от 19.04.2011 N 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» ● Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960. 2 Целевая направленность, стратегические и тактические цели содержания образования. План подготовлен с учетом требований Федерального государственных образовательных стандартов основного общего образования санитарно- эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.2821-10, обеспечивает широту развития личности обучающихся, учитывает социокультурные и иные потребности, регулирует недопустимость перегрузки обучающихся. План составлен с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья. Основные принципы плана: - учет познавательных потребностей обучающихся и социального заказа родителей; - учет кадрового потенциала образовательного учреждения; - поэтапность развития нововведений; - построение образовательного процесса в соответствии с санитарно- гигиеническими нормами; - соблюдение преемственности и перспективности обучения. Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях общеобразовательного учреждения ребёнок получает возможность подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ существования – безотметочный, при этом обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Внеурочная деятельность опирается на содержание основного образования, интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики. В процессе совместной творческой деятельности учителя и обучающегося происходит становление личности ребенка. 3 План отражает основные цели и задачи, стоящие МАОУ «СОШ №19». Целью внеурочной деятельности является создание условий для развития индивидуальных интересов, склонностей, способностей обучающихся, приобретение ими собственного социально-культурного опыта в свободное от учёбы время, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни. Внеурочная деятельность в рамках МАОУ «СОШ №19» решает следующие специфические задачи: - создать комфортные условия для позитивного восприятия ценностей основного образования и более успешного освоения его содержания; - способствовать осуществлению воспитания благодаря включению детей в личностно значимые творческие виды деятельности, в процессе которых формируются нравственные, духовные и культурные ценности подрастающего поколения; - компенсировать отсутствие и дополнить, углубить в основном образовании те или иные учебные курсы, которые нужны обучающимся для определения индивидуального образовательного маршрута, конкретизации жизненных и профессиональных планов, формирования важных личностных качеств; - ориентировать обучающихся, проявляющих особый интерес к тем или иным видам деятельности, на развитие своих способностей по более сложным программам. Программы внеурочной деятельности направлены: - на расширение содержания программ начального общего образования; - на реализацию основных направлений региональной образовательной политики; - на формирование личности ребенка средствами искусства, творчества, спорта. Внеурочная деятельность на базе образовательного учреждения реализуется через системы неаудиторной занятости, дополнительного образования и работу классных руководителей по следующим направлениям развития личности: 1. Спортивно-оздоровительное. 4 2. Духовно-нравственное. 3. Социальное. 4. Общеинтеллектуальное. 5. Общекультурное. СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся как познавательному планируемых одной и из ценностных эмоциональному результатов освоения составляющих, развитию основной способствующих учащегося, образовательной достижению программы начального общего образования. Основные задачи: формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей; развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом. Формы внеурочной воспитательной работы по направлению: Организация походов, экскурсий, классных часов, подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований. Проведение бесед по охране здоровья. Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток. Участие в районных и городских спортивных соревнованиях. Проведение Дня здоровья. Кружки дополнительного образования. Данное направление реализуется «Программой духовно-нравственного воспитания обучающихся», через дополнительное образование, ГПД. По итогам работы в данном направлении соревнования, показательные выступления, дни здоровья. 5 проводятся конкурсы, ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Целесообразность названного направления заключается в обеспечении духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. Основные задачи: формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»; укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести; формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма; формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей; развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей; формирование основ российской гражданской идентичности; 6 пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество; формирование патриотизма и гражданской солидарности; развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем. Формы внеурочной воспитательной работы по направлению: Кружки дополнительного образования. Классные часы. Библиотечные уроки. Экскурсии. Тематические праздники и линейки. Встречи с ветеранами войны и участниками военных действий. Беседы с интересными людьми в том числе: инспекторами ГИБДД, МЧС, специалистами правоохранительных органов. Участие в городских мероприятиях данной направленности. Вахта памяти. Марш Победы Гонка Героев Тематические линейки Данное направление реализуется через программу «Духовно-нравственного воспитания обучающихся МАОУ «СОШ №19». По итогам работы в данном направлении проводятся коллективные творческие дела, конкурсы, художественные выставки. СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. Целесообразность названного направления заключается в активизации внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на ступени основного общего образования, в формировании 7 социальных, коммуникативных и конфликтологических компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме. Данное направление реализуется «Программой духовно-нравственного воспитания обучающихся МАОУ «СОШ №19», а также через участие обучающихся в социальных проектах и акциях, а также кружки дополнительного образования. По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, выставки, защиты проектов. ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Целесообразность названного направления заключается в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего и основного общего образования. Основными задачами являются: формирование навыков научно-интеллектуального труда; развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения; формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности; овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся основного общего образования. Формы внеурочной воспитательной работы по направлению: Проектная деятельность Внеурочная деятельность. Кружки дополнительного образования. Данное направление реализуется программой развития школы «Одарённые дети». По итогам работы в данном направлении проводятся интеллектуальные конкурсы, игры, защита ученических проектов. ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ 8 Целесообразность данного направления заключается в воспитании способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран. Основными задачами являются: формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания; становление активной жизненной позиции; воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры. Формы внеурочной воспитательной работы по направлению: Кружки дополнительного образования. Фестиваль «Многонациональный Краснотурьинск». Рождественские праздники. «Масленица» Акции Марафон «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!» По итогам работы в данном направлении проводятся концерты, конкурсы, выставки. Уровни результатов внеурочной деятельности Первый уровень Второй уровень Третий уровень Школьник знает и понимает общественную жизнь (1 класс) Школьник ценит общественную жизнь (2-3 классы) Школьник самостоятельно действует в общественной жизни (4 класс) Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества Получение школьником опыта самостоятельного 9 общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни. (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура). социального действия. Объём внеурочной деятельности для обучающихся на ступени начального общего образования составляет до 1350 часов. Распределение часов внеурочной деятельности на каждый год начального общего образования осуществляется с учётом интересов обучающихся, их родителей (законных представителей) и возможностей школы. Распределение часов внеурочной деятельности по годам начального общего образования № Вид деятельности 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 1. Внеурочная деятельность 10 часов 10 часов 10 часов 10 часов Учебные недели 33 34 34 34 Количество часов за год 330 часов 340 часов 340 часов 340 часов Итого: 1350 часов План внеурочной деятельности для 1-х классов. Направления внеурочной деятельности Спортивнооздоровительное Формы организации внеурочной деятельности - Классный час - День Здоровья - Спортивные состязания - «Весёлые старты» - Динамическая перемена Название программы «Программа духовнонравственного воспитания обучающихся». 10 Количество часов 1Б 1А 1В 1Г 1 1 1 1 Духовнонравственные - КТД - Конкурсы - Викторины - Классные часы - экскурсии - Вахта Памяти - Выставки -Тематические линейки Внеурочная деятельность - Классные часы - Проектная деятельность -Библиотечные уроки «Программа духовнонравственного воспитания обучающихся» «Программа духовнонравственного воспитания обучающихся» 1 1 1 1 Социальное - Благотворительные акции - Социальные проекты «Программа духовнонравственного воспитания обучающихся» 1 1 1 1 Общекультурное Посещение УДО Кружок Художественная школа Музыкальная школа Хореографическая школа Спортивные секции и т.п. «Макраме» 1 1 1 4 1 3 4 4 10 9 10 10 330 306 330 330 Общеинтеллектуальные Количество часов в неделю Количество часов в год 1 1 1 1 1 1 1 План внеурочной деятельности для 2-х классов. Направления внеурочной деятельности Спортивнооздоровительное Духовнонравственные Формы организации внеурочной деятельности - Классный час - День Здоровья - Спортивные состязания - «Весёлые старты» - Динамическая перемена - Кружок - КТД - Конкурсы - Викторины - Классные часы - экскурсии Название программы «Программа духовнонравственного воспитания обучающихся «Спортивные игры» «Программа духовнонравственного воспитания обучающихся» 11 Количество часов 2А 2Б 2В 2Г 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 - Вахта Памяти - Выставки Общеинтеллектуальные - Проектная деятельность - Предметные олимпиады, конкурсы - Библиотечные уроки Внеурочная деятельность Кружок Социальное - Благотворительные акции - Социальные проекты Общекультурное Кружок Посещение УДО Художественная школа Музыкальная школа Хореографическая школа Спортивные секции и т.п. Количество часов в неделю Количество часов в год «Программа духовнонравственного воспитания обучающихся» 1 1 1 1 1 1 1 1 «Живое LEGO» 1 1 1 1 «Программа духовнонравственного воспитания обучающихся» «Макраме» 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 10 10 10 10 340 340 340 340 План внеурочной деятельности для 3-х классов. Направления внеурочной деятельности Спортивнооздоровительное Формы организации внеурочной деятельности - Классный час - День Здоровья - Спортивные состязания - «Весёлые старты» - Динамическая перемена Спортивная секция Духовнонравственные - Классные часы - КТД - Конкурсы - Викторины - Классные часы - экскурсии Название программы Количеств часов 3А 3Б 3В «Программа духовнонравственного воспитания обучающихся» 1 1 1 «Спортивные игры и подвижные игры» «Программа духовнонравственного воспитания обучающихся» 1 1 1 1 1 1 12 - Вахта Памяти - Выставки Общеинтеллектуа - Проектная льные деятельность - Предметные олимпиады, конкурс Внеурочная деятельность Кружок Общекультурное - Благотворительные и социальное акции - Социальные проекты Посещение УДО Количество часов в неделю Количество часов в год Направления внеурочной деятельности Спортивнооздоровительное Программа духовнонравственного воспитания обучающихся» «Живое LEGO» «Программа духовнонравственного воспитания обучающихся» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 3 3 10 10 10 340 340 340 Художественная школа Музыкальная школа Хореографическая школа Спортивные секции и т.п. План внеурочной деятельности для 4-х классов. Формы организации внеурочной деятельности - Классный час - День Здоровья - Спортивные состязания - «Весёлые старты» - Динамическая перемена Спортивная секция Духовнонравственные - КТД - Конкурсы - Викторины - Классные часы - экскурсии - Вахта Памяти - Выставки Общеинтеллектуальные - Проектная деятельность - Предметные олимпиады, конкурс Кружок Название программы «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни». «Спортивные и подвижные игры» «Программа духовнонравственного воспитания обучающихся» «Программа духовнонравственного воспитания обучающихся» «Живое LEGO» 13 Количество часов 4А 4Б 4В 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Общекультурное и социальное Посещение УДО Количество часов в неделю Количество часов в год Внеурочная деятельность - Благотворительные акции - Социальные проекты Художественная школа Музыкальная школа Хореографическая школа Спортивные секции и т.п. «Программа духовнонравственного воспитания обучающихся» 1 1 1 1 1 1 2 2 2 10 10 10 340 340 340 План предусматривает распределение обучающихся по возрасту, в зависимости от направления развития личности и реализуемых программ внеурочной деятельности. План реализует индивидуальный подход в процессе внеурочной деятельности, позволяя обучающимся раскрыть свои творческие способности и интересы. Занятия групп проводятся на базе школы в кабинетах начальной школ, в спортивном зале, читальном зале, актовом зале. Таким образом, план внеурочной деятельности на 2020-2021 учебный год создаёт условия для повышения качества образования, обеспечивает всестороннее развитие личности обучающихся. 14 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)