Должностная инструкция классного руководителя

УТВЕРЖДЕНО

МАоУ (СоШ

Ns 19>

/М.Р. Королева/

f,{ъYffi

l82 oT "0l."09.2022r.

RJ:}*эХ*S:

ФдgжУ

.Щолжностная

и

нструкц ия классного руководителя

1. Общие положения
1.1. Настоящtul должностнiш инструкция разработана на основе Федера-ltьного закона

Jt273-

ФЗ от 29.12.20Т2г <Об образовании в Российской Федерации> (с изменениями от 14 июля
2022 года); Письма Минпросвещения России Jф ВБ-10l1/08 от 12.05.2020г "О методических
рекомендациях" по организации работы педагогических работников, осуществляющих
кJIассное руководство в общеобразовательньш оргtlнизациях; с r{етом Профессионального
стандарта 01.001 <Педагог (педагогическшI деятельность в сфере дошкольного, нач.шьного
общего, основного общего, среднего общего образования)>; письма Минобрнауки России }lb
08-554 от 2LOЗ.20|7г <О принятии мер по устранению избыточной отчетности>; В
соответствии с ФГОС НОО и ООО, утвержденных соответственно Приказами
Минпросвещения России Jф286 и Jф287 от 31 мая 202l года (с изменениями от 18 июля

2022 года), ФГОС СОО, утвержденного Приказом Минобрнауки России ]ф413 оТ
|7.05.2012г (с изменениями от 12 августа 2022 rода), а также Трудовым кодексом РФ и
другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и
работодателем.
1.2. Щанная инструкция определяет цели и задачи, функции и функционЕtльные обязанности
педагогических работников, осуществляющих классное руководство в
общеобразовательной организации, (далее - классных руководителей), устанавливает
права и ответственность, а также критерии эффективности и оценки результатов
деятельности классного руководителя, его взаимодействие в коллективе.
1.3. Возложение функций кJIассного руководителя и освобождение от них осуществляется
прик€вом директора образовательной организации. Функции кJIассного руководитеJIя могут
быть возложены на педагогического работника с его согласия. Основанием для приказа
директора школы о возложении функций классного руководителя является зtulвление
педагогического работника.
1.4. Прекрашение выполнения функций классного рчководителя осушествляется по
инициативе:
. педагогического работника;
о по решению директора общеобразовательной организации;
о в связи с прекращением трудовых отношений педагогического работника с
общеобразовательной организацией.
1.5. Классный руководитель находится в непосредственном положении у заN{естителя
директора по воспитательной работе общеобразовательной организации.
1.6.

В своей деятельности классный руководитель руководствуется:
. Конституцией Российской Федерачии, устанавливilющими право каждого
гражданина на образование и закрепляющими осуществление процессов воспитания
и обучения как предмета совместного ведения с Российской Федерацией;

.

Семейным кодексом Российской Федерации;
Федера.пьным законом J\Ъ 27З-ФЗ от 29 декабря 20|2r "Об образовании в Российской
Федерации";
. Федеральным законом М 124-ФЗ от 24 июJIя 1998 г. "Об основных гарантиях прав
ребёнка в Российской Федерации";
. Федершlьным законом J\Ъ l20-ФЗ от 24 июня |999 г. "Об ocнoBtlx системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
Федера_пьным законом Jф 436-ФЗ от 29 декабря 2010 г. "О защите детей от
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию";
Указом Президента Российской Федерации Jtlb 597 от 7 мая 20t2 r. "О мероприятиях
по реirлизации государственной социЕtльной политики" ;
. Указом Президента Российской Федерации Jtlb 204 от 7 мая 2018 г. "О национ,lльньD(
целях и стратегических задачах рiввития Российской Федерации на период до 2024
года";
. Распоряжением Правительства Российской Федерации JФ 996-р от 29 мая 2015 г. "Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерациина период до
2025 года";
Приказами Минпросвещения России J\Ъ286 и JФ287 от 31 мая 202l года <Об
утверждении ФГоС Ноо> и (об угверждении ФГоС ооо>, Приказом
Минобрнауки России N9 413 от 17 мая201,2 г. <Об утверждении ФГОС СОО>;
. Приказом Минобрнауки России J\Ъ 536 от 11 мая 201'6 г. "Об утверждении
Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педtгогических и иньIх
работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" ;
СП 2.4.З648-20 <Санитарно-эпидемиологические требования организациям
воспитЕtния и обl"rения, отдыха и оздоровления детей и молодежи>;
обеспечению
СанПиН 1.2.З685-2l кГигиенические нормативы
требования
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания>;
. На получение дополнительного профессионztльного образования по прогрtlN,IмаN{
повышения квшlификации, в том числе в форме стажировки в оргtlнизациях,
деятельность которых связана с разработкой и реа-llизацией прогрulмм общего
образования, в порядке, установленном Труловым кодексом и иными Федера_пьными
законtlI\,Iи РоссиЙскоЙ Федерации, проходить аттестацию на добровольноЙ основе.
о административным, трудовым законодательством Российской Федерации.
|.7. Классный руководитель руководствуется правилчlми и нормаNIи охраны труда и
пожарной безопасности, а также Уставом и локilльными правовыми актами школы (в том
числе Правила"пли внутреннего трудового распорядка, прикчtзilп{и и распоряжениями
директора), Труловым договором. Соблюдает Конвенцию ООН о правах ребенка.
1.8. Классный руководитель должен знать:
. приоритетные направления и перспективы рiввития педагогической науки и
образовательной системы Российской Федерации, нормативные документы по
вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;
требования ФГОС нового поколения
рекомендации по их ре€rлизации в
общеобразовательной организации, а также теорию и методику воспитательной
работы, отвечtlющую требованиям ФГОС;
. современные формы и методы воспитания школьников;
. основы педагогики, детской, возрастной и социальной психологии, психологии
отношений;
о основные закономерности возрастного
рiввития, стадии и кризисы рЕIзвития,
социаJIизации личности;
о законы рЕ}звития личности и проявления личностньIх свойств, психологические
законы периодизации и кризисов развития;
. закономерности формирования и развития детско-взрослых сообществ, их
социt}льно-психологические особенности ;

.

.
.

.

.

к

.

.

и

и

к

.

основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать
с родительской общественностью;
. основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей;
. основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения
в социальньIх сетях;
о теорию и методику организации свободного времени обучающихся, общие подходы
к организации внеурочной деятельности;
о методы и формы мониторинга деятельности обучающихся;
о цели и задачи воспитания обучающихся, а также структуру, требования к
результатап,I, к условиям реаJIизации, определенные основной образовательной
программой общеобразовательной организации ;
. требования
согласно
к оснащению
и оборудованию
классньIх кабинетов
действующим СанПин для работы с коллективом обучающихся;
о основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных
педагогических технологий;
о основы общетеоретических дисциплин в объёме, необходимом для решения
педагогических и организационно-управленческих задач;

. методы

убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов С
обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их зtlN,lеняющими),

.

коллегами по работе;

технологии диагностики причин конфликтных ситуаций,

их

профилактики и

разрешения;
основы экологии, экономики, социологии;
основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной
почтой и браузерал,rи, мультимедийньrм оборудованием;
о правила внуtреннего трудового распорядка общеобразовательной организации;
. правила по охране труда и пожарной безопасности, требования
антитеррористической безопасности для образовательных организаций.
1.9. Классный руководитель должен уметь:
. выбирать эффективные педагогические формы и методы достижения результатов
духовно-нравственного воспитания и развития личности обl"rшощихся;
осуществлять воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических
особенностей;
. способствовать формированию у детей общей культуры личности;
. реаJIизовывать программы воспитания и социttлизации обуrающихся;
о организовывать рЕвличные виды внеурочной деятельности: игров}'ю,
исследовательскую (проектную), художественно-продуктивную, культурнодосуговую;
. эффективно управлять кJIассом, с целью вовлечения детей в процесс обуrения и
воспитания, мотивируя их образовательную деятельность;
. ставить воспитательные цели, способствующие рtввитию обучающихся, независимО
от их способностей и характера, искать педагогические пути их достижения;
. общаться с детьми, признаваJI их достоинство, понимаJI и приним€tя их, поощРЯЯ
детскую активность, ответственность, подавi}я собственный пример деловитости и
ответственности;

.
о

.

о
,
.

устанавливать четкие правила поведения

в

классе

в

соответствии

с

Уставом

общеобразова,тельной организации и правилitми поведения )пrащихся;

организовывать воспитательные мероприятия (классные часы, внеклассные

мероприятия) в классе;

поддерживать

в детском коллективе деловую, дружелюбную

содействовать
положительного
формированию
организационной культуры в классе;

психологического

атмосферу,
кJIимата И

содействовать формированию позитивньIх межличностных отношениЙ среДи
обучающихся класса;

о защищать достоинство и интересы детей, помогать учапIимся кJIасса, оказавшимся в
конфликтной ситуации иlили неблагоприятньIх условиях;

о строить воспитательную деятельность с учетом культурных
о
о

половозрастньIх и индивидуi}льных особенностей детей кJIасса;
владеть методами организации экскурсий, походов и т.п.

различий,

использовать в практике своей работы психологические подходы: культурноисторический, деятельностный и развивающий;
о владеть технологиями диагностики причин конфликтньD( ситуаций, их профилактики
и рiврешения;
. окu}зывать всестороннюю помощь и поддержку в организации )пrенических оргiшов
самоуправления;

. осуществлять эффективное взаимодействие с
продставителями) обучаюrцихся

.

о

с

родителями (законными
целью повышения их педагогической

компетентности;
организовывать и проводить родительские собрания не реже 1 раза в месяц;
пользоваться психолого-диагностическими тест€lми, анкетами, опросникчlми,

диагностическими методикilми и корректно использовать их в
воспитательной работе;
о использовать в воспитательной деятельности современные ресурсы на различных
видах информационньD( носителей, использовать сеть Интернет.
1.10. Во время отсутствия кJIассного руководителя (отпуск, болезнь и пр.) его обязанности
исполняет лицо, н€}значенное в установленном порядке, которое приобретает
соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее
исполнение обязанностей, возложенньIх на него в связи с замещением.
1.1l. Педагогическому работнику зсшрещается использовать образовательную деятельность
принятию политических,
для политической агитации, принуждения обуrающихся
или
иных
религиозных
убеждений либо отказу от них, для рЕtзжигания социальной, расовой,
национаJIьной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность,
превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой,
национarльной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том
числе посредством сообщения учащимся недостоверных сведений об исторических, о
национirльньIх, религиозньtх и культурных традициях народов, а также для побуждения
обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.
1.12. Классный руководитель должен пройти обучение и иметь н€lвыки оказания первой
помощи, знать порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной
ситуации и эвакуации в общеобразовательной организации.
другими

к

2. Щели, задачи и функции классного руководителя

2.1. Щель деятельности классного руководителя - формирование и развитие гармонично
развитой и социшIьно ответственной личности на основе семейных, социокультурных и
духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и
национtlJIьно-культурных традиций.
2.2. Задачи деятельности классного руководителя :
. создание условий для сtlь.{оопределения и социализации обуrающегося на основе
социокультурных, д}ховно-нравственных ценностей и принятьtх в обществе правил
и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
. создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе путем
гуманизации межличностных отношений, формирования навыков общения, детсковзрослого общения, основанного на принципах взаимного уважения и
взаимопомощи, ответственности, коллективизма и социальной солидарности,
недопустимости любьж форr и видов травли, насилия, проявления жестокости;
. формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного рчввития,
основанного на принятии общечеловеческих и российских традиционньIх духовньIх
ценностей и практической готовности им следовать;

формирование внутренней позиции личности обуrающегося по отношению к
негативным явлениям окружающей социальной действительности, в частности, ПО
отношению к кибербуллингу, деструктивным сетевым сообществztм, употреблению
рЕlзличньж веществ, способных нанести вред здоровью человека; культу насилИЯ,
жестокости и агрессии; обесцениванию жизни человека и др.;
формирование у обучающихся активной гражданской позиции, чувства
ответственности за свою страну, причастности к историко-культурной общности
российского народа и сульбе Россиио включtш неприятие попыток пересмотра
исторических фактов, в частности, событий и итогов второй мировой войны;
формирование способности обучающихся реi}лизовать свой потенциал в условиях
современного общества за счёт активной жизненной и социа_llьноЙ позиции,
использования возможностей волонтёрского движения, детских общественньrх
движений и объединений, rIенического сztмоуправления, творческих и научных
сообществ;

формирование здорового образа жизни;
обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка;
организация внеурочной работы с обучающимися в классе;
содействие развитию инклюзивньrх форм образования, в том числе в интересах
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
2.3. основными функциями классного р}rководителя являются:
личностно ориентированнzш деятельность
воспитанию и социализации
обучающихся в классе;
деятельность по воспитанию и социiL.Iизации обуrающихся, осуществляемой С
классом как социЕtльной группой;
воспитательнiш деятельность во взаимодействии с родителями (законныМИ
представителями) несовершеннолетних обуrающихся;
a
воспитательнЕUI деятельность во взаимодействии с педагогическим коллективом;

.
о

.

о

по

участие

о

в

осуществлении воспитательной деятельности

во

взаимодеЙствии

С

социilJIьными партнерами.
ведение и составление документации классного руководителя.

Функциональные обязанности
Инварuанmная часmь dеяmельносmu классно2о руковоdumеля
3.1. В рамках личностно ориентированной деятельности по воспитанию и социа.rrизации
обучаюшихся в классе:
. содействует повышению дисциплинированности и академической успешности
каждого обучающегося, в том числе путём осуществления контроля посещаемости и
успеваемости;
обеспечивает соблюдение обучающимися класса расписания учебных занятиЙ,
организационных требований в период начала и окончания 1^rебного периода,
выявляет факты перегрузки обучающихся, содействует организации деятельности
класса на каникулах;
обеспечивает вкJIючённость всех обучЕlющихся в воспитательные мероприятия по
приоритетным направлениям деятельности по воспитанию и социчtлизации;
обеспечивает формирование экологической грамотности обучающихся, навыкоВ
здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни;
содействует успешной социализации обуrающихся путём организации мероприятий
и видов деятельности, обеспечивающих формирование у них опыта социально и
личностно значимой деятельности, в том числе с использованием возможнОСТеЙ
волонтёрского движения, детских общественных движений, творческих и научных
сообществ;
окrвывает индивидуr}льную поддержку каждому обучающемуся класса на основе
изr{ения его психофизиологических особенностей, соци€}льно-бытовых УсловиЙ
3.

,

жизни и семейного воспитания, социокультурной ситуации рiввития ребёнка в
семье;

вьuIвляет и осуществJuIет поддержку обучающихся, окЕ}завшихся в сложной
жизненной ситуации, оксвывает помоIць в выработке моделей поведения в
рiвличньж трудных жизненньD( ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и

конфликтньтх;
выявляет и осуществляет педагогическую поддержку обучающимся, нуждающихся в
психологической помощи;
проводит профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения,
употребления вредных для здоровья веществ;
о
формирует навыки информачионной безопасности;
о
организует изучение школьниками правил охраны труда, дорожного движения,
поведения в школе и быту, на каникулах, во время экскурсий, на воде, в лесу и т.д.о
проводит инструктtlжи с обучающимися;
содействует формированию у детей с устойчиво низкими образовательными
результатами мотивации к обl^rению, рiLзвитию у них познilвательных интересов;
и
способствует созданию оптимЕlльньIх условий организации промежуточной
итоговой аттестации обучающихся класса по предметапd;
. окЕвывает поддержку тaлантливым обучающимся, в том числе содействие развитию
их способностей;
. обеспечивает защиту прЕrв и соблюдения законньD( интересов обучающихся, в том
числе гарантий доступности ресурсов системы образования.
3.2. В рамках деятельности по воспитанию и социализации обучающихся. осуществляемой
с классом как социальной группой:
о изr{ает и анализирует характеристики кJIасса как малой социilльной группы;
осуществJuIет регулирование и гуманизацию межличностных отношений в классе,
формирование благоприятного психологического климата, толерантности и навыков
общения в полиэтнической и поликультурной среде;
формирует ценностно-ориентационное единство в кJIассе по отношению к
национаJIьным, общечеловеческим, семейным ценностям, здоровому образу жизни,
активной гражданской позиции, патриотизму, чувству ответствеЕности за булущее
страны; признанию ценности достижений и самореirлизации в учебной, спортивноЙ,
исследовательской, творческой и иной деятельности;
включению обl^rающихся в процессы преобразования внешней социirльной среды,
формированию
у них лидерских качеств, опыта социа;lьной деятельности,
реarлизации социальньж проектов и прогрЕlмм, в том числе в качестве волонтеров;
ведет активную пропаганду здорового образа жизни, r{аствует вместе с кJIассом в
физкультурно-массовых, спортивных и других мероприятиях, способствующих
укреплению здоровья обучающихся в классе;
посещает совместно с классом общешкольные мероприятия, обеспечивает
соблюдение детьми дисциплины, правил охраны труда и пожарной безопасности;
осуществляет организацию и окilзывает поддержку всех фор* и видов
конструктивного взаимодействия обучающихся, в том числе их включённости в
волонтерскую деятельность и в реализацию социi}льньж и образовательньIх
проектов;
в соответствии свозрастными интересами обучающихся организует их коллективнотворческую деятельность (стенгаtзеты, плакаты, оформление к прiвдникам), создает
благоприятные условия, позволяющие детям проявлять гражданскую и
нравственную позицию, реilлизовывать свои интересы и потребности, интересно и с
пользой для их рiввития проводить свободное время;
сопровождает и обеспечивает безопасность обучающихся во время выездных
мероприятий внеурочного цикJIа деятельности общеобразовательной организации;
вьUIвляет и своевременно корректирует деструктивные отношения, создающие
угрозы физическому и психическому здоровью обучающихся;

.

проводит профилактику девиантного и асоциi}льного поведения обучающихся, в том
числе всех форм проявления жестокости, насилия, травли в детском коллективе.
3.з. В рамках воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями (законными
представителями) несовершеннолетних обучающихся:
. контролируетуспеваемостькаждогообучающегося;
о привлекает родителей (законньж представителей) к сотрудничеству в интересах
обучающихся в целях формирования единьD( подходов к воспитtlнию и создания
наиболее благоприятных условий для развития личности каждого ребёнка;
о регулярно информирует родителей (законных представителей) об особенностях
осуществления образовательной деятельности в течение уrебного года, основных
содержательных и организационных изменениях, о внеурочных мероприятиях и
событиях жизни класса;
о осуществJIяет координацию взаимосвязей между родитеJuIми (законными
представителями) несовершеннолетних обучающихся и другими участниками
образовательных отношений ;
. содействует повышению педагогической компетентности родителей (законных
представителей) путём организации целевых мероприятиЙ, оказания
консультативной помощи по вопросам обучения и воспитания, личностного
развития детей;
проводит родительские собрания в классе не реже 1 раза в четверть, участвует в
их
проводит
мероприятиях
(законньтх
предстЕlвителей),
для
родителей
индивидуальное консультирование.
3.4. В рамках участия в осуществлении воспитательной деятельности во взаимодействии с
социаJIьными паDтнеDами :
о участвует в организации работы, способствующей профессионЕuIьному
самоопределению обуrающихся ;
. участвует в организации мероприятий по рttзличным направлениям воспитания и
социализации обуrающихся в paN,IKax социirльно-педагогического партнёрства с
привлечением организаций культуры, спорта, дополнительного образования детеЙ,
научных и образовательньIх организаций;
. участвует в организации комплексной поддержки детей из групп риска,
находящихся в трулной жизненной ситуации, с привлечением работников
социiшьных служб, правоохранительных органов, организаций сферы
здравоохранения, дополнительного образования детей, культуры, спорта,
профессионtшьного образования, бизнеса.
3.5. В рамках ведения и составление классным руководителем документации:
. ведет классный журнЕtл (в бумажной форме) в части внесения в него и актуЕIлизации
. списка обучающихся;
о заполняет электронный журнаJI;
. составляет план работы в рамках деятельности, связанной с классным руководством,
требования к оформлению которого установлены локt}льным нормативным актом
общеобразовательной организации по согласованию с выборным органом первичной
профсоюзной организации. План работы согласовывается заI\4естителем директора по
воспитательной работе и утверждается директором общеобразовательной
организации не позднее пяти дней с начала планируемого периода;
о заполняет журнtlJI инструктажа обучающихся по технике безопасности;
контролирует заполнение r{аrцимися дневников и проставление в них оценок по
предметilм.
3.6. В рамках вариативной части деятельности классного руководителя (фоDмируется в
зависимости от контекстньгх чсловий обшеобразовательной организации):
организует мероприятия с целью знакомства и изr{ения обучающимися традиuий и
национальной культуры, сохранения родного языка; с целью рzввития национальноЙ
культуры;
о вьLявляет причины низкой
успеваемости обучающихся и организует их устранение;

.

.

о

о

содеЙствует получению дополнительного образования обучающимися через систему
кружков, студий и секций, объединОний, организуемых в образовательной
организации;
. обеспечивает регулирование и контроль организации индивидуального обучения с
обучающимися, которым TaKzuI форма предоставлена на основании прикfflа по
общеобразовательной организации ;
. обеспечивает соблюдение обучающимися класса требований к безопасным условиям
общественного труда в рамках внеурочной деятельности кJIасса на территории
школы и в классном кабинете;
. оргtlнизует участие учащихся класса в традиционньIх мероприятиях образовательной
организации, проводимых с целью развития национальной культуры.
3,7. Классному руководителю запрещается:
. изменять по своему усмотрению расписание занятий детей класса;
о отменять или сокращать зЕIнятия, отпускать детей класса домой в то время, когда
занятия по расписанию у них не окончены;
. задействовать детей класса во время уроков дJuI выполнения поручений;

.

использовать

в

воспитательной деятельности неисправное оборудование или

техническое оборулование с явными признакап4и повреждения;
о курить в помещении и натерритории общеобразовательной организации.
3.8. Организует дежурство класса по школе согласно графику утвержденному директором
общеобразовательной организации.
3.9. Участвует в работе педагогического совета общеобразовательной оргiшизации, в
работе методического объединения классных руководителей, педагогических консилиумов,
взаимодействует с педагогами по вопросzlм совместной разработки единьD( педагогических
требований и определения индивидуальных подходов к обучающимся кJIасса.
3.10. Участвует в ресrлизации системы методической деятельности через работу по
общешкольной методической теме, теме методического объединения кJIассных
руководителей и индивидуi}льной траектории повышения методического мастерства.
3.11. ОсуществJuIет заботу о здоровье и безопасности обl"rающихся, оперативно извещает
директора о каждом несчастном случае, извещает родителей (законных предстЕlвителей),
оперативно принимает меры по оказанию первой помощи при несчастном случае.
З.|2. Соблюдает требования
сохранности помещений. Организует соблюдение
обl^rающимися сохранности помещения класса и оборудовtlния.
3.13. Принимает r{астие в смотре-конкурсе кабинетов кJIассов, готовит классный кабинет к
приемке на начало нового учебного года.
3.14. При использовании ЭСО, оргтехники или сети Интернет при проведении внеклассньtх
мероприятий строго соблюдает требования, з€uIоженные в инструкциях по использованию
соответствующей техники и сети Интернет.
3.15. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию, участвует в
деятельности методического объединения классных руководителей.
З.lб. Строго соблюдает этические нормы поведения в школе, в быту, в общественных
местах, соответствующие общественному положению педЕгога.
З. 1 7. Соблюдает финансовую дисциплину в общеобрtвовательной организации.

к

4.

Права

Кл ас сньtй руков od umель. лLме еm пр ав о :

4.1. Самостоятельно определять приоритетные направления, содержание и педагогические
технологии для осуществления воспитательной деятельности, выбирать формы и
технологии работы с обучающимися и родителями (законными представителями)
несовершеннолетних обучающихся, в том числе:
. индивидуirльные (беседа, консультация, обмен мнениями, окzLзание индивидуальной
помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
. групповые (творческие группы, сетевые сообщества, органы саJ\dоуправления,
проекты, ролевые игры, дебаты и др.);

о коллективные (классные часы,

конкурсы, спектакJIи, концерты, походы,
образовательный туризм, соревнования, квесты, игры, родительские собрания и др.).
4.2. Вьlбпрать и разрабатывать учебно-методические матери.rлы на основе ФГОС общего
образования с учетом контекстных условий деятельности.
4.3. Вносить на рассмотрение администрации общеобразовательной организации,
педагогического совета, органов государственно-общественного управления предложения,
касающиеся совершенствования образовательного процесса, условий воспитательноЙ
класса, родителей
деятельности, как от своего имени, так и от имени обуlающихся
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Участвовать
разработке проектов локz}льных нормативных актоВ
общеобразовательной организации в части организации воспитательной деятельности и
осуществлении контроля ее качества и эффективности.
4.5. Участвовать в обсуждении итогов проведения внутришкольного контроJIя.
4.6. Самостоятельно планировать и организовывать участие учащихся в воспитательнЫХ
мероприятиях.
4.7. Использовать (по согласованию
администрацией школы) инфраструктуру
общеобразовательной организации при проведении мероприятий с кJIассом.
Приглашать
общеобразовательную организацию родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся по вопросам, связанным с
осуществлением классного руководства.
4.9. .Щавать обязательные распоряжения обучающимся своего класса при подготовке и
проведении воспитательных мероприятий.

4,4.

в

с

4.8.

в

4.10. Посещать уроки

и

занятия, проводимые педагогическими работниками

(пО

согласованию), с целью корректировки их взаимодействия с отдельными обучающимися и
с коллективом обучающихся класса.
4.11. Организовывать воспитательную работу с обучающимися класса через проведение
(малых педсоветов>, педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий.
4.12. Выносить на рассмотрение администрации, совета общеобразовательного учреждения
предложения, согласовчtнные с коллективом кJIасса.
4.13. На материально-техническое
методическое обеспечение организуемой иМ
воспитательной деятельности.
4.14. Защищать собственную честь, достоинство и профессионЕuIьную репутацию в случае
несогласия с оценками деятельности со стороны администрации общеобразовательной
организации, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся,
других педагогических работников
4.|5. На конфиденци€}льность служебного расследования, за исключением случаев,
предусмотренных законодательством Российской Федерации.
4.1б. На ознакомление с жа:rобаrr,rи, докJIадными и другими док}мент€lIчIи, которые содержат
оценку работы классного руководителя, давать по ним объяснения, защищать свои
интересы саN4остоятельно и (или) через представителя, в случае дисциплинарного
расследования, связанного с нарушением классным руководителем норм профессиональной
этики.
4.|'7. На получение дополнительного профессионitльного образования по программам
повышения квалификации, в том числе в форме стi}жировки в организациях, деятельность
которых связана с разработкой и речrлизацией програrчrм общего образования, в порядке,
установленном Труловым кодексом и иными Федера.гlьными законtlми Российской
Федерации, проходитъ аттестацию на добровольной основе.
4.18. Участвовать в конкурсах, фестивалях и других мероприятиях по профессиона-пьной
деятельности.
4.19. Классный руководитель имеет иные права, предусмотренные Трудовым Кодексом РФ,
Федеральньrм Законом кОб образовании в Российской Федерации>, Уставом школы,
Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распоряДка
общеобразовательного учреждения.

и

ответственность
5.1. В предусмотренном законодательством'Российской Федерации порядке классный

5.

руководитель несет ответственность:

о за соблюдение требований к ведению и своевременное оформление кJIассного
журнала (электронного журнала) и журнала инструктажей обучающихся,
выполнение плана работы классного руководителя.

. за соблюдение финансовой дисциплины;
. за поддержание порядка в классном
оборудования;

кабинете, целостность используемого

. за

выбор воспитательных приемов и их соответствие возрастным особенностям
обучающимся;
. за своевременное информирование и подготовку организационных вопросов
проведения промежуточной и итоговой аттестации обуrшощихся кJIасса;
. за соблюдение прав, свобод и достоинства личности обучшощихся, родителей
обучающихся и лиц, их зЕl]\,rеняющих;
. за соблюдение плана воспитательной работы школы в рамках своих
функциональньtх обязанностей ;
. за создание обстановки, приведшей к }меньшению контингента обучающихся по
вине классного руководителя;
. за жизнь и здоровье обучающихся класса во время проводимых им мероприятий;
. з& ненадлежащее исполнение требований антитеррористической безопасности в
школе в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
. за несвоевременное принятие мер по окЕ}заЕию первой помощи пострадавшему,
скрытие от администрации несчастного случая;
о за недостаточный контроль или его отсутствие за соблюдением правил и инструкциЙ
по охране труда и пожарной безопасности.
5.2. За неисполнение или нарушение без уважительньD( причин своих обязанностей,
установленных настоящей должностной инструкцией классного руководителя, Устава и
Правил внутреннего трудового распорядка, трудового договора, законньIх распоряжений
директора школы и иньIх локальных нормативных €ктов, шlассный руководитель
подвергается дисциплинарному взысканию согласно статье l92 Трудового Кодекса
Российской Федерации.
5.3. За применение, в том числе однократно, методов воспитания, вкJIючЕIющих физическое
и (или) психологическое насилие над личностью обуrающегося, а также за совершение
иного аN,Iорirльного проступка педагог может быть освобожден от занимаемой должности
согласно Труловому Кодексу Российской Федерачии. Увольнение за данный проступок не
является мерой дисциплинарной ответственности.
5.4. За несоблюдение правил и требований охраны труда и пожарной безопасности,
санитарно-гигиенических правил и норм классный руководитель образовательной
организации привлекается к административной ответственности в порядке и в слrlffIх,
предусмотренных административным законодательством Российской Федерации.
5.5. За умышленное причинение общеобразовательной организации или r{астникаN,I
образовательных отношений материального ущерба в связи с исполнением (неисполнением)
своих обязанностей классный руководитель несет материальную ответственность в порядке
и в пределах, предусмотренньж трудовым и (или) гражданским законодательством РФ.
5,6. За правонарушеЕия, совершенные в процессе осуществления образовательной и
воспитательной деятельности несет ответственность в пределах, определенньж
административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
б.

Критерии эффективности деятельности классного руководителя

6.1. Эффективность деятельности классных руководителей определяется достигаемыми за
определенный период времени конечными результатами деятельности и их соответствием
ключевым целям воспитания и социILIIизации обучающихся.
6.2. Критерии эффективности процесса деятельности классного руководителя:

комплексность как степень охвата в воспитательном процессе напрЕIвлений,
обозначенньtх в нормативньIх документах ;
адресность как степень учёта в воспитательном процессе возрастных и личностньгх
особенностей детей, характеристик класса;
инновационность как степень использования новой по содержанию и формам подачи
информации, личностно значимой для современных обучающихся, интересных дJIя
них форм и методов взаимодействия, в том числе, интернет-ресурсов, сетевых
сообществ, ведения блогов и т.д.;
системность как степень вовлечённости в решение воспитательных задач разных
субъектов воспитательного процесса.
6.3. Критерии оценки результатов (результативности) классного руководства:
1 - сформированность знаний, представлений о системе ценностей гражданина
России;
2 - сформировilнность позитивной внутренней позиции ли(шости обучающихся в
отношении системы ценностей гражданина России;
о J - нЕtJIичие опыта деятельности на основе системы ценностей гражданина России.
Эффективность деятельности по классному руководству повышается по мере
продвижения к результата^{ более высокого уровня.

.

Взаимодействие в коллективе
7.1. В рабочее время классного руководителя включается учебная, воспитательнuш работа,
индивидуаJIьная работа с обучающимися, творческаJI и исследовательская (проектная)
работа, а также другая педагогическая работа, предусмотреннtш функционаJIьными
обязанностями и (или) планом работы, методическtц, подготовительнtlя, организационнtUI,
диЕгностическЕuI работа, работа, предусмотреннirя планами воспитательных, физкультурнооздоровительньtх, спортивньIх, творческих и иньIх мероприятий, проводимьtх С
обуrающимися.
7.2. В рамках воспитательной деятельности классный руководитель взаимодействует:
. с членами педагогического коллектива с целью разработки единьтх педагогических
требований, целей, задач и подходов к обучению и воспитzlнию с уrётом
особенностей условий деятельности общеобразовательной оргtlнизации;
администрацией общеобразовательной организации
r{ителями учебных
предметов по вопросам контроля и повышения результативности учебной
деятельности обуrающихся и кJIасса в целом;
с педагогом-психологом, социальным педагогом и педагогами дополнительного
7.

с

и

образования по вопросЕlI\,I изучения личностных

адаптации

особенностей

обучающихся, ИХ
коррекции

и интеграции в коллективе класса, построения и

индивидуальньIх траекторий личностного развития;
с учитеJuIми учебных предметов и педагогЕlI\,Iи дополнительного образования по
вопросilп{
включения
в
обучающихся
деятельности:
формы
рiвличЕые
интеллектуirльно-познавательную, творческую, трудов},ю, общественно полезн)rЮ,
художественно-эстетическую, физкультурно-спортивн},ю, игровую и др.;
с педагогом-организатором, педагогом-библиотекарем, педагогаNIи дополнительного
образования и старшими вожатыми по вопросам вовлечения обучающихся класса В
систему внеурочной деятельности, организации внешкольной работы, досуговых и
каникулярных мероприятий;
с педагоги.ческими работниками и администрацией общеобразовательной
организации по вопросам профилактики девиантного и асоциЕtльного поведения
обучающихся;
с администрацией и педагогическими работниками общеобразовательноЙ
организации (социа-гrьным педагогом, педагогом-психологом, тьютором и др.) с
целью организации комплексной поддержки обучающихся, находящихся в трудной
жизненной ситуации.

/,g,JвнихрнхIчgi

=fuW

:

ьоtлоgоdюd апhхtdulснп аtнulэонэtсuоf

.ишrитпйdrэни ииlннIсоюкrоts с винэIfи[охвнtо аlгвнd,{х а ex(xвI
в оииfrcЕинв-rdо цончItаIвsоовd9оэП9о вdоrлэdfi ,{ rэrtэпrнЕdх 'ииfiх,(drэни эdшгпrцэсхс
,Е,8
s оIчсипtsоп rсIэзtrхdэsrЕоп иэиПя,(drоIш цэПrоIсзн с в;оrвЕэп винэIfи[охвнЕо rхвФ
,ехинЕ,(drос
,( - иоdоrя
,Z,8
ииIrхddrсни dыгrrшэЕхе ниYо
'ииПвtиItвJdо цончlrэrеносвdgо edorxэdrfi ,( rcrlfioxBH
,(чэипЕоп
иdп
Yоп шоЕвхиdш с rинэIfI,{охвнсо оY) БIfэIlfrо{охdd о.lонссЕrя циПхн.(ф ишrэхошоs ,I,8
эинэштIоrвЕЕо
rсIэыfаlсэYп,{со цэиПх,(dr,сни цэIпrоIсвII с BxпHrogвd оJоIсэыLIоJвYэп
БшЕахошоц eFIE,IlfiDIпbшIf)IBt,8

.lциПопжfdхо и BxHagBd оlчsоdоtrt rada qrrшlъиdп r,fuош

эrsdоrох 'хвrэrдЕэdrr

и

хrqнсешооsrчdgg

хиildtr и иих,{dо .хваJ.ээпэq и хвrэrfiэdп rс).иТпшrЕэиЕIгпсоsохJаr
цэrэts ,( )flчннэrЕБFls о ?ээвtгя rэишПповьdgrо э эвь,ftrс

rэ,{dипdофнц,6,L
иIонIэвьсэн шоtsжеу о ииIвgинвлdо цонтrэrвао5gd9оэП9о вdоrлаdШ
.вtsоsоdilоYоs
и[эIсис
и
rинэIгпоIо'rпнэПэsсооdшэIfе
оп вdоrхаdиY
эrо9еd s хrип€{Iис хrчнЦиdвsв 9о - иIсвh цоннэslсцвЕох-онаиrвdrэиниrчтв
Одинвяэrго9вЕ
и )счнноипхэфни хrчsопц,{fu винэаонхин€оs
шqнноипхэфниэн
rIIэIиIсэиrcя
иdп) вdоrхэdиЕ rэ,(dиrudофнЦ ,8,t
эrхеф о (опиr эонrсонхrоts эони ииsrэrfсrо,цэrэJиЕоsох,{d
хrинэниЕэ!t9о
хrчнээвrя
енэьfirоп
хихсэьиYоJэIлI хrчньиrgвd 'хвdенишэс 'хБинвпэsос вн оЕнаЕIсYэdсопэн
orr вdоrхэdиY опrаrиIсэиmý rэЕЕэdаш,l,a
rBdorox .ошПвr{dофни aroged цончIfэIЕIишсоs ,ишвrнаш,{хоY
иrtиIпоrdgr,сIэslооэ с чсиrrсоd
Vоц rсrиrцо>rенЕ'вdэrхвdвх оrоgоsвdш-онsиrву{dон оIипЕWdофни эrо9вd конtIrаIвIиr1соа
вdоrхэdиY ro rэвь,,trоц,9,д
orr вdоrяэdиY rrэIиIсэшЕЕ и иипЕЕинЕJdо цончшэrваоовd9оэП9о
,вссвrх rсхипоlеь,(9о

9о

оIиПвr{dофни эrо9вd цонqrэIеIишсоs

оп вdоrхэdиts опrэrиIсаиrcЕ rэыrsвrсоЕэdп
,

,ý,д

чIсончIf эIrэts оrdнrээиlsос

и цохсэhиJоJвYэII
'цинвd9оэ хихэlснипиtsаи{
.rсхипотвьd9о хоsиsиdш п цинвsоЕэIfэgо хюIэнипиЕэи[ rинэYэgоdш ьинэhэцсэ9о
,Е,,
оJонноип€gинвrdо

wвооdцоs оп ншохп иивхинIоgеd ипихэнипиtrаш э rэfаrэцэYошивЕв


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».