Положение об организации, проведении и оценивании на уроках физической культуры

1. Общие положения
Настоящее Положение разработано в соответствии со следующими нормативными и
правовыми актами и методическими рекомендациями:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федеральным законом от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в
Российской Федерации»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Приказом Министерства образования Российской Федерации, Министерства
Здравоохранения Российской Федерации, Госкомспорта Российской Федерации и
Российской Академии образования от 16.07.2002 № 2715/227/166/19 «О совершенствовании
процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской
Федерации»;
- Приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об
утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об
утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для
образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего
образования»;
- Приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 502н «Об утверждении порядка
создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации»;
- Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.12.2012 № 1346н
«О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при
поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них»;
- Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.08.2001 № 337 «О
мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной
физической культуры»;
- Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.12.2003 № 621 «О
комплексной оценке состояния здоровья детей»;
- Приказом Комитета Российской Федерации по физической культуре от 01.04.1993 № 44
«Об обеспечении безопасности и профилактики травматизма при занятиях физической
культурой и спортом» (вместе с "Рекомендациями по обеспечению безопасности и
профилактики травматизма при занятиях физической культурой и спортом»);
- Письмом Министерства образования Российской Федерации от 31.10.2003 № 13-51263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к
специальной медицинской группе для занятий физической культурой»;
- Письмом Министерства образования Российской Федерации от 30.05.2012 № МД-583/19 о
методических рекомендациях «Медико-педагогический контроль организации занятий
физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья»;
- Методическими рекомендациями по проведению профилактических мероприятий,
направленных на охрану и укрепление здоровья обучающихся в общеобразовательных
учреждениях, утвержденные Минздравсоцразвития России от 15.01.2008 № 206-ВС;
- Методическими рекомендациями «Врачебный контроль за нагрузкой учащихся на уроках
физической культуры в общеобразовательных школах» (письмо Министерства
здравоохранения СССР от 27.12.1984 № 11-14/30-7);

- Методическими рекомендациями «Организация занятий по физическому воспитанию с
учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе» (письмо Министерства
здравоохранения СССР от 22.02.1980 № 08-14/1-14).
2. Группы здоровья
2.1. В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все
обучающиеся школы в зависимости от состояния здоровья делятся на три группы:
основную, подготовительную и специальную медицинскую группу. Отнесение ребенка к
соответствующей группе здоровья происходит на основании Листа здоровья, заполненного
медицинским персоналом школы.
2.2. Задания на уроке для обучающихся, отнесенных к различным группам здоровья,
отличаются объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню
освоения учебного материала.
2.3. К основной медицинской группе – относятся обучающиеся, имеющие
удовлетворительное состояние здоровья.
К подготовительной медицинской группе - относятся обучающиеся с недостаточным
физическим развитием и низкой физической подготовленностью или имеющие
незначительные отклонения в состоянии здоровья. Этой категории обучающихся
разрешается заниматься физической культурой по программе дня основной группы с
учетом некоторых ограничений в объеме и интенсивности физических нагрузок.
К специальной медицинской группе (СМГ) – относятся обучающиеся, которые на
основании медицинского заключения о состоянии их здоровья не могут заниматься
физической культурой по программе для основной группы.
2.4. Медицинский работник совместно с классным руководителем в начале учебного года
выявляет (на основании предоставленной родителями справки медицинской комиссии)
учащихся, освобожденных от занятий физкультурой на учебный год, и предоставляет
список учителям физической культуры.
2.5. Классный руководитель совместно с родителями определяет порядок посещения уроков
физкультуры освобожденными учащимися и форму опроса в рамках данного положения.
Заявление от родителей о порядке посещения и форме опроса предоставляется
администрации школы.
3. Допуск обучающихся к занятиям физической культурой
3.1. На уроки физической культуры допускаются только обучающиеся, имеющие при себе
спортивную форму в соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или
урока, согласно требованиям техники безопасности и охраны труда.
3.2. Во время урока физической культуры обучающийся, освобожденный от практических
занятий, находится на уроке физкультуры согласно расписанию в помещении спортивного
зала или на спортивной площадке под присмотром учителя физической культуры. Учитель
физической культуры определяет вид занятий с освобожденными от практических занятий
обучающимися на предстоящий урок: оказание посильной помощи в судействе или
организации урока, теоретическое изучение запланированного в рабочей программе
материала и т.п.).
3.3. При пропуске уроков физической культуры обучающийся, не освобожденный от
практических занятий, либо освобожденный, но не представивший заявление родителей по
прилагаемым формам, обязан подтвердить причину отсутствия заверенной медицинской
справкой или иным официальным документом, который передаётся классному
руководителю или учителю физической культуры.

3.4. Обучающиеся, занимающиеся в спортивных школах дополнительного образования, от
практических занятий по физической культуре не освобождаются.
4. Требования к внешнему виду и посещению уроков
4.1. Уроки физической культуры посещают все обучающиеся, имея с собой спортивную
форму в соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока,
согласно требованиям техники безопасности и охраны труда.
4.2. Спортивная форма учащихся включает в себя:
- 1-4 классы: майки или футболки одного цвета, спортивные шорты или брюки,
носки, кеды (кроссовки).
- 5-11 классы майки или футболки, спортивные шорты или брюки, кеды (кроссовки)
в соответствии с видом спорта, изучаемого по программе. - спортивный костюм, майка,
носки, кеды (кроссовки), в соответствии с погодой шапки, перчатки.
4.3. При пропуске уроков физической культуры учащийся обязан подтвердить причину
отсутствия заверенной медицинской справкой или иным официальным документом,
который передаётся классному руководителю или учителю физкультуры.
4.4. Все обучающиеся освобождённые от физических нагрузок находятся в помещении
спортивного зала, или на стадионе под присмотром учителя физической культуры). Если
урок последний или первый, то по заявлению родителей, учащийся может находиться дома.
4.5. Если учащийся не имеет спортивной формы:
1) он к занятиям физической культурой не допускается,
2) он должен находиться на уроке физической культуры, теоретически изучать
учебный материал, преподаваемый во время урока, и выполнять все указания учителя
физкультуры.
3) неудовлетворительная оценка за отсутствие спортивной формы на уроке ученику
не выставляется, но выставляется отметка за работу на уроке. Если ученик не приносит
спортивную форму на урок физической культуры, учитель обязан сделать
соответствующую запись в электронном дневнике учащегося или через классного
руководителя донести эту информацию до родителей учащегося (или его представителей).
4.6. Освобожденным учащимся нельзя пользоваться на уроке телефоном, планшетом,
ноутбуком, фотоаппаратом.
4.7. Ученик не может выходить из спортивного зала без разрешения учителя.
5. Организация обучения для обучающихся, освобожденных от физических нагрузок.
5.1. Все обучающиеся, освобождённые от физических нагрузок на длительный период
(месяц, четверть, год) или на короткий период (до 2 недель) после болезни, находятся в
помещении спортивного зала или на спортивной площадке под присмотром учителя
физической культуры.
5.2. Учитель физической культуры определяет вид, степень и уровень занятий с
освобожденными от физических нагрузок обучающимися на предстоящий урок
(теоретическое изучение материала, оказание посильной помощи в судействе или
организации урока).
5.3. Если урок первый или последний, то по заявлению родителей (законных
представителей) обучающийся может находиться дома. В это время родители (законные
представители) несут ответственность за жизнь и здоровье ребенка. Отсутствие ребенка в
журнале не проставляется.
5.4. Обучающийся, длительно отсутствующий на уроках физкультуры, получает
теоретическое задание на дом и отчитывается о его выполнении.

6. Порядок оценивания результатов физического воспитания
6.1. В аттестаты об основном общем образовании и среднем общем образовании
обязательно выставляется оценка по физической культуре.
6.2. Текущее оценивание обучающихся, посещающих уроки физической культуры: оценивание учащихся 2-11 классов происходит по 5-балльной системе; - оценивание
учащихся 1 класса – словесное (безотметочное).
При выставлении отметки учитывается старание учащегося, его способности,
физическая подготовка, знание теоретического учебного материала.
6.3. Итоговое оценивание происходит на основе текущих отметок, полученных
обучающимся в течение четверти (полугодия). Количество текущих отметок для
выставления итоговой отметки за четверть – не менее 3.
6.4. Оценивание обучающихся 2-11 классов, освобожденных от практических занятий
физической культурой на длительный срок или освобожденных после болезни: - если
обучающийся имеет освобождение, но присутствует на уроке физкультуры и выполняет
посильные задания учителя, то оценивание происходит на уроке; - если обучающийся имеет
освобождение от практических занятий физкультурой и обоснованно не присутствует на
уроках физкультуры, то выставление отметки происходит на основании выполнения
домашних письменных заданий или по результатам теоретического тестирования. Для
организации теоретического тестирования учитель после представления справки об
освобождении от практических занятий физкультурой или обоснованного заявления от
родителей (подтвержденного в дальнейшем справкой от врача) выдает обучающемуся
теоретический материал по изучаемой теме (в качестве теоретического материала могут
быть использованы работы обучающихся прошлых лет) и вопросы или задания по этому
материалу. На предпоследней неделе полугодия обучающийся отвечает устно на один
теоретический вопрос и выполняет письменный тест по выданным теоретическим
материалам и получает две оценки.
7. Организация обучения для обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к
подготовительной и специальной медицинской группе.
7.1. Обучающимся подготовительной группы разрешается заниматься физической
культурой по программе для основной группы с учетом некоторых ограничений в объеме и
интенсивности физических нагрузок, прописанных в медицинской справке (в том числе
временных). Такие обучающиеся освобождаются от сдачи нормативов.
7.2. Для обучающихся, отнесенных к СМГ, занятия проводятся по отдельному расписанию
по программе СМГ, учитывающей медицинские рекомендации по объему и структуре
физических нагрузок с учетом состояния здоровья обучающихся.
7.3. По заявлению родителей (законных представителей) обучающиеся спецмедгруппы
могут заниматься физкультурой совместно с классом по основному расписанию, но по
программе СМГ. Важнейшее требование к уроку – обеспечение дифференцированного
подхода к обучающимся с учетом их состояния здоровья, физического развития и
двигательной подготовленности.
7.4. Посещение занятий обучающимися СМГ является обязательным. Ответственность за
посещение возлагается на родителей, учителя, классного руководителя, контролируется
заместителем директора и медработником.
7.5. Учитель, работающий с детьми, отнесенными к СМГ, обязан знать анатомические и
физиологические особенности детей разных возрастных групп, санитарно-гигиенические
нормы при проведении занятий и правила техники безопасности, фиксировать динамику

развития обучающихся, вести учет освоения программы обучающимися,
систематическое наблюдение за состоянием обучающихся в процессе занятий.

вести

8. Критерии оценивания обучающегося на уроках
физической культуры
8.1. Оценке подлежат только показанные обучающимся приобретённые им знания, умения
и навыки. Отсутствие спортивной формы, равно как и её наличие, не оценивается.
8.2. Обучающийся основной и подготовительной групп оцениваются на уроках физической
культуры – 5 (отлично), в зависимости от следующих конкретных условий: - выполняет все
требованиям техники безопасности и правила поведения в спортивных залах и на стадионе,
соблюдает гигиенические правила и охрану труда при выполнении спортивных
упражнений; - обучающийся, имеет выраженные отклонения в состоянии здоровья, при
этом стойко мотивирован к занятиям физическими упражнениями. Есть существенные
положительные изменения в физических возможностях обучающегося, которые замечены
учителем; - постоянно на уроках демонстрирует существенные сдвиги в формировании
навыков и умений, в развитии физических или морально-волевых качеств в течение
четверти или полугодия; - успешно сдаёт или подтверждает все требуемые на уроках
нормативы по физической культуре, для своего возраста; - выполняет все теоретические
задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий
оздоровительной или корригирующей гимнастики, оказания посильной помощи в судействе
школьных соревнований между классами или организации классных спортивных
мероприятий, а также овладел необходимыми теоретическими навыками и знаниями в
области физической культуры.
8.3. Обучающийся основной и подготовительной групп оцениваются на уроках физической
культуры – 4 (хорошо), в зависимости от следующих конкретных условий: - выполняет все
требованиям техники безопасности и правила поведения в спортивных залах и на стадионе,
соблюдает гигиенические требования и охрану труда при выполнении спортивных
упражнений; - обучающийся учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии
здоровья, при этом мотивирован к занятиям физическими упражнениями. Есть
положительные изменения в физических возможностях обучающихся, которые замечены
учителем; - постоянно на уроках демонстрирует существенные сдвиги в формировании
навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в течение
четверти или полугодия. Успешно сдаёт или подтверждает 80% всех требуемых на уроках
нормативов по физической культуре, для своего возраста; - выполняет все теоретические
задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий
оздоровительной или корригирующей гимнастики, оказания посильной помощи в судействе
или организации урока, а также необходимыми теоретическими и практическими знаниями
в области физической культуры.
8.4. Обучающийся основной и подготовительной групп оцениваются на уроках физической
культуры – 3 (удовлетворительно), в зависимости от следующих конкретных условий: выполняет все требованиям техники безопасности и правила поведения в спортивных залах
и на стадионе, соблюдает гигиенические требования и охрану труда при выполнении
спортивных упражнений; - обучающийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии
здоровья, при этом старателен, мотивирован к занятиям физическими упражнениями, есть
незначительные, но положительные изменения в физических возможностях обучающегося,
которые могут быть замечены учителем физической культуры; - продемонстрировал
несущественные сдвиги в формировании навыков, умений и в развитии физических или
морально-волевых качеств в течение четверти, полугодия; 7 - частично выполняет все
теоретические задания учителя, частично овладел навыками самостоятельных занятий

оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми теоретическими и
практическими знаниями в области физической культуры.
5.5. Обучающийся основной и подготовительной групп оцениваются на уроках физической
культуры - 2 (неудовлетворительно), в зависимости от следующих конкретных условий: - не
выполняет требования техники безопасности и охраны труда на уроках физической
культуры; - обучающийся, не имеющий выраженных отклонений в состоянии здоровья, при
этом не имеет стойкой мотивации к занятиям физическими упражнениями. Нет
положительных изменений в физических возможностях обучающегося, которые должны
быть замечены учителем физической культуры; - не продемонстрировал существенных
сдвигов в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых
качеств; - не выполнял теоретические задания учителя, не овладел доступными ему
навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики,
необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.
5.6. Критерии оценки при аттестации на уроках физической культуры обучающихся СМГ: прилежание и динамика физической подготовленности; - усердие в работе над собой и
выполнение всех рекомендаций учителя физической культуры; - теоретические и
практические знания; - двигательные умения и навыки; - умение осуществлять
физкультурно-оздоровительную и спортивно-оздоровительную деятельность; - успехи в
формировании навыков здорового образа жизни и рационального двигательного режима; стойкая мотивация к занятиям физическими упражнениями и динамика физических
возможностей.
При самых незначительных положительных изменениях в физических возможностях
обучающихся СМГ, которые обязательно должны быть замечены учителем и сообщены
обучающемуся (родителям), выставляется положительная отметка.
Положительная отметка должна быть выставлена также обучающемуся СМГ,
который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и
в развитии физических качеств, но регулярно посещал занятия по физической культуре,
старательно выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками
самостоятельных
занятий
оздоровительной
или
корригирующей
гимнастики,
необходимыми знаниями в области физической культуры.
При выставлении текущей отметки обучающимся СМГ необходимо соблюдать
особый такт, быть максимально внимательным, не унижая достоинства обучающегося,
использовать отметку таким образом, чтобы она способствовала его развитию,
стимулировала его дальнейшие занятия физической культурой.
9. Об оценивании обучающихся 2-11-х классов, освобождённых от практических занятий по
физической культуре
9.1. Для обучающихся, освобожденных от практических занятий по физической культуре на
период не более 50% одного триместра, учитель физической культуры определяет на урок
теоретическое задание, которое соответствует запланированному в рабочей программе
учебному материалу. 9.2. При оценивании знаний по предмету «Физическая культура»
учитываются следующие показатели: глубина, полнота, аргументированность, умение
использовать их применительно к конкретным случаям и занятиям физическими
упражнениями.
С целью проверки знаний используются следующие методы: опрос, тестирование.
Оценка 5
За ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала;
логично его излагает, используя в деятельности.
Оценка 4

За тот же ответ, если в нем содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.
Оценка 3
За ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании
материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике.
Оценка 2
За незнание материала программы, отказ от выполнения задания учителя.
9.3. Учитель физической культуры может оценить положительно (оценкой 4 или 5) помощь
обучающегося в проведении судейства, соревнований и тд.
9.4. Для обучающихся 2-4-х классов, освобождённых от практических занятий по
физической культуре, учитель физической культуры определяет на урок теоретическое
задание, которое соответствует запланированному в рабочей программе учебному
материалу.
9.5. Обучающиеся, освобождённые от практических занятий по физической культуре на
период более 50% триместра (в том числе на полугодие или учебный год) готовят по
физической культуре письменные сообщения (5-8 классы, 10-е классы), рефераты (9,11-е
классы).
10. Методика учёта успеваемости и оценки обучающихся, непосещающих уроки
физической культуры по неуважительной причине
10.1. В случае непосещения обучающимися уроков физической культуры по
неуважительной причине, учитель обязан поставить в известность родителей
обучающегося, сделав соответствующую запись в электронный дневник ученика, а также
сообщить об этом классному руководителю.
10.2. Учет успеваемости обучающихся, не занимающиеся на уроке физической культуры по
неуважительной причине, но находящиеся на уроке, основывается на оценке успеваемости
учащихся, освобождённых по медицинским показаниям по физической культуре,
подразделяется на текущий и итоговый (см. раздел 9).
10.3. Если учащийся не посещал уроки физической культуры без уважительной причины,
учитель физкультуры в графе триместровая (полугодовая, годовая, итоговая) оценка ставит
«не аттестован – н/а», и эта оценка является отрицательной.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».